опрос

Будет ли Вам интересно помогать в развитии этого сайта на безвозмездной основе?

(1587 votes)

Please wait...

Авторизация
счетчики

Яндекс цитирования
наши гости
Главная новости 55 лет со дня принятия решения о строительстве космодрома Байконур

PostHeaderIcon 55 лет со дня принятия решения о строительстве космодрома Байконур

12 февраля 2010 года исполняется 55 лет с того дня, как принято решение о строительстве космодрома Байконур (Казахстан). Постановление о создании полигона по испытаниям межконтинентальной баллистической ракеты и запуску искусственных спутников Земли подписал в 1955 году Совет Министров СССР. Комплекс "Байконур" – международный космический порт, обеспечивающий реализацию российских и международных космических программ. В состав комплекса входят территория космодрома и город. Свое существование комплекс начинал как научно-исследовательский и испытательный полигон Министерства обороны СССР, впоследствии стал международным космическим портом. В 1954 году была создана Государственная комиссия по выбору места строительства космодрома. Проведя рекогносцировку нескольких районов страны, комиссия вышла с предложением о размещении космодрома в пустынном районе Казахстана восточнее Аральского моря, в нескольких сотнях километров от поселка Байконыр (по-русски – Байконур). Это место имело ряд преимуществ перед другими: малонаселенность не только в районе космодрома, но и по трассе запускаемых ракет, равнинная полупустынная местность, наличие крупнейшей среднеазиатской реки Сыр-Дарьи, проходящие вблизи железнодорожная магистраль и автомобильная трасса, более 300 солнечных дней в году и, главное, близость к экватору, дающая возможность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли. 12 февраля 1955 года было принято совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства Обороны СССР (НИИП № 5 МО СССР), который с самого начала предназначался как для испытания боевых ракет, так и для исследований в области космической техники. Для дислокации полигона был отведен значительный участок полупустыни посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области Казахстана – Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там железной дороги Москва – Ташкент. Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование "Тайга". В русском языке не было слова "космодром". Новый строительный объект называли просто "экспериментальный диапазон". В январе 1955 года на станцию Тюра-Там прибыл первый отряд военных строителей. Началось создание производственной базы: закладывались бетонные заводы, растворные узлы, механизированные склады для песка и гравия, организовывалось лесопильное и деревообрабатывающее производство. Трудности, с которыми встретились строители полигона, были связаны не только с суровыми климатическими условиями (летом температура выше +40 С, а зимой – ниже –30 С) и неустроенностью быта, но и с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием опыта в создании подобных объектов. Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сыр-Дарьи, а 5 мая 1955 года было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка. Официальной датой рождения города и полигона считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Министерства обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона. Строившийся городок несколько раз менял название: Ташкент-90, поселок Тюра-Там, поселок Заря, поселок Ленинский, город Ленинск и, наконец, в 1995 году получил наименование город Байконур. Главными объектами строительства были старты для межконтинентальных баллистических ракет и технические сооружения космодрома. 20 июля 1955 года строительные части приступили к работам по сооружению старта площадки № 1. Для создания только первого стартового сооружения военным строителям потребовалось вырыть котлован глубиной 45 метров, длиной 250 метров и шириной более 100 метров, поднять более 1 млн кубометров грунта и уложить свыше 30 тысяч кубометров бетона. Работы проводились круглосуточно. Уже через четыре месяца первое стартовое сооружение было сдано под монтаж пускового оборудования. В установленные сроки был сдан и первый монтажно-испытательный корпус на площадке №2. Первой ракетой, которая испытывалась на полигоне, была межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7, разработанная в ОКБ-1 Сергея Королева. Наземный стартовый комплекс был создан Конструкторским бюро общего машиностроения (КБОМ) под руководством Владимира Бармина. К началу летных испытаний Р-7 на обширной территории полигона по трассам полета и на полях падения головных частей был сформирован измерительный комплекс полигона. 15 мая 1957 года состоялся первый пуск МБР Р-7, а 4 октября 1957 года специалистами космодрома был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года боевой расчет полигона совместно с представителями предприятий промышленности подготовил и провел запуск космического корабля "Восток" с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным на борту. Для обеспечения секретности полигона был построен мнимый космодром около поселка Байконыр, расположенный в 350 километрах севернее железнодорожной станции Тюра-Там, на северных отрогах хребта Алатау в Казахстане. Все сообщения в советской печати о запусках спутников местом запуска указывали Байконур. Постепенно это название стало ассоциироваться с настоящим космодромом. А после 12 апреля 1961 года 5‑й НИИП получил открытое название "Космодром Байконур" (для публикаций в прессе и т.п. целей). В последующие годы с Байконура были запущены первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны, Венеры, космические корабли-спутники. С космодрома были осуществлены пуски всех отечественных космических кораблей ("Восток", "Восход", "Союз", "Прогресс", "Буран") и орбитальных станций (серия "Салют", "Мир"), а также других космических аппаратов. Постепенно расширяясь, Байконур занял площадь в 6 717 квадратных километров (без учета полей падения). Стартовый район космодрома раскинулся на 85 км с севера на юг и на 125 километров с запада на восток. Помимо стартового района к космодрому относятся измерительные пункты, расположенные на расстоянии до 500 километров по трассе полета ракет на территории Казахстана, а также 22 поля падения отработавших ступеней ракет общей площадью 4,8 млн гектаров выведенных из обращения земель. После распада СССР космодром оказался на территории Республики Казахстан. В 1994 году был подписан Договор между РФ и Казахстаном, согласно которому Россия будет эксплуатировать космодром в обмен на ежегодно уплачиваемую Казахстану арендную плату. Срок аренды был установлен в размере 20 лет. В 2004 году этот срок аренды был продлен до 2050 года. Стоимость аренды космодрома составляет 115 млн долларов в год. Еще около 170 млн долларов ежегодно перечисляются на поддержание и развитие инфраструктуры космодрома и города Байконур. В настоящее время с Байконура производятся все запуски пилотируемых космических кораблей "Союз-ТМ", автоматических грузовых кораблей "Прогресс-М", вывод на околоземную орбиту блоков орбитальных станций, выполняются запуски народно-хозяйственных космических аппаратов на геостационарную орбиту. В состав технического комплекса космодрома Байконур, расположенного в 40 километрах от г. Байконура, входят технические позиции орбитального корабля, ракеты-носителя и многоразового ракетно-космического комплекса, а также средства энергоснабжения, связи, сбора и передачи информации, инженерные сети, транспортные коммуникации и жилая зона. Наземная инфраструктура космодрома: – 9 типов стартовых комплексов в составе 15 пусковых установок для запусков ракет-носителей;
– 4 пусковых установки для испытаний межконтинентальных баллистических ракет;
– 11 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещено 34 технических комплекса для предстартовой подготовки ракет-носителей и космических аппаратов, а также 3 заправочно-нейтрализационные станции для заправок космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетных топлив и сжатыми газами;
– измерительный комплекс с современным информационно-вычислительным центром для контроля и управления полетом ракет-носителей, а также обработки телеметрической информации;
– кислородно-азотный завод суммарной производительностью до 300 т криогенных продуктов в сутки;
–тепло-электроцентраль на 60 мгВт;
– газотурбинный энергопоезд на 72 мгВт;
– 600 трансформаторных подстанций;
– 92 узла связи;
– 2 аэродрома 1-го класса ("Крайний" и "Юбилейный" на МКС "Буран");
– 470 километров железнодорожных путей (спец.пути – 40 километров);
– 1281 километр автомобильных дорог;
– 6610 километров линий электропередачи;
– 2784 километра линий связи. На космодроме функционирует 15 предприятий, филиалов и центров испытаний ведущих предприятий космической отрасли России, обеспечивающих полный цикл предстартовой подготовки ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов и объектов наземной космической инфраструктуры и проведение пусков. http://www.rian.ru/spravka/20100212/208699465.html

Последние новости:
в формате RSS »

12.02.2010

 

Комментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
 
Виды космоса
Галактика М18 (02)
Галактика М18 (02)
фото планета Уран
фото планета Уран
Фотографии Земли, вид со спутника
Фотографии Земли, вид со спутника