опрос

Будет ли Вам интересно помогать в развитии этого сайта на безвозмездной основе?

(1552 votes)

Please wait...

Авторизация
счетчики

Яндекс цитирования
наши гости
Главная новости ОАО «Златмаш» ко Дню космонавтики

PostHeaderIcon ОАО «Златмаш» ко Дню космонавтики

12 апреля 1961 года. Каждый человек в этот день ощущает сопричастность к чему-то великому, важному для всех. Эта дата всегда выделялась не столько значимостью, сколько необычностью. Все, что происходило с человеком до, происходило где-то здесь, где-то рядом. И вдруг человек оторвался от нашей реальности, от окружающей действительности и оказался за пределами планеты, где и сегодня побывали немногие десятки людей. В преддверии 50-летия полета Гагарина в космос, все, кто так или иначе причастен к этому событию, перелистывают страницы истории. К сожалению, непосредственно в подготовке полета Юрия Алексеевича Гагарина Златоустовский машиностроительный завод (г. Златоуст Челябинской области) не участвовал, но, работая, в последствии, над рядом космических программ, по праву считает День космонавтики своим, родным праздником. 13 мая 1946 года. Принято постановление Совета Министров СССР «Вопросы ракетного вооружения». Создан специальный комитет по реактивной технике. Практическое руководство вновь создаваемой отраслью принял на себя министр вооружения СССР Д.Ф. Устинов. Этот день следует считать началом отечественного ракетостроения. 16 мая 1946 года. На базе артиллерийского завода № 88 в г. Калининграде Московской области в составе Министерства вооружения создан Государственный союзный головной научно-исследовательский институт № 88 (НИИ-88). Главным конструктором создаваемых баллистических ракет назначен Сергей Павлович Королев. 16 декабря 1947 года. Приказом министерства вооружения СССР Д.Ф. Устинова директору Златоустовского завода № 66 Н.П. Полетаеву предписывалось организовать Специальное конструкторское бюро по ракетам дальнего действия (ныне Государственный ракетный центр в Миассе). Вместе с опытным производством СКБ разместилось на площадях бывшего завода № 385 и от него получило свой номер. Легко сказать: организовать. В городе нет не только ракетчиков, которых в стране только начали готовить, но и вообще ни одного профильного научного учреждения. В феврале 1948 года в НИИ-88 командированы для обучения 45 человек (учеба завершена в ноябре того же года). В 1949 году в СКБ начали направлять молодых специалистов, и к январю 1950 года численность достигла 125 инженерно-технических работников. Март 1950 года. СКБ-385 приказом министра вооружения поручено изготовление ракет Р-1 по документации ОКБ-1 С.П. Королева. В Златоуст прибывают вагоны с трофейной комплектации ракеты ФАУ-2, оснасткой и оборудованием. Начата сборка макета, освоение и обработка технологии конструкции. В октябре 1950 года развернувшиеся работы по Р-1 и начавшиеся по Р-2 прекращены. Технологическое оборудование с заделом комплектующих отправлено в Днепропетровск на завод № 586 (впоследствии КБ «Южное» М.К. Янгеля и завод «Южмаш»). Готовые ракеты переданы в НИИ-88. Наступило временное затишье в ракетной тематике КБ и завода. Февраль 1953 года. Принято постановление правительства СССР о серийном производстве жидкостной оперативно-тактической ракеты Р-11, разработанной КБ С.П.Королева. К работе подключено СКБ-385 и завод. В сентябре 1953 года по распоряжению Д.Ф. Устинова группа ИТР и рабочих командируется в Москву на предприятие п/я 924 и п/я 186 «в целях приобретения практических и технических навыков». Январь 1954 года. Принято постановление правительства «О проведении работ по исследованию возможности старта баллистических ракет с подводных лодок, а так же по созданию первых подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами в морском исполнении». Политическая обстановка и развертывание аналогичных программ в США требовали немедленного реагирования, в то же время из-за несовершенства систем управления (ракеты стартовали с неподвижного стартового стола, строго вертикально) были большие сомнения в обеспечении старта с качающейся на волнах подводной лодки. Главным конструктором ракеты назначен С.П.Королев. Индекс ракеты — Р11ФМ, разработка на базе Р-11. 11 апреля 1955 года. Приказом министра оборонной промышленности главным конструктором СКБ и завода назначен Макеев Виктор Петрович, одновременно он назначен заместителем главного конструктора С.П.Королева по ракете Р-11. Июнь 1955 года. Опытный завод № 385 определен головным по производству ракет Р-11. Ракета Р-11 принята на вооружение. Это не последняя оперативно тактическая ракета в истории завода. В 1958 году разработана конструкторская документация, а в феврале 1959 года изготовлен конструкторский макет ракеты Р-17. В июле 1959 года дальнейшее изготовление ракет передано на Воткинский машиностроительный завод. Август 1955 года. СКБ-385 поручено завершить работы по ракете Р-11ФМ. Серийным заводом изготовителем определен завод № 385. Начался новый виток в истории города Златоуста, про который мы с гордостью говорим: «Златоуст — родина баллистических ракет подводных лодок». 20 февраля 1959 года. Первый морской комплекс принят на вооружение. Между двумя последними датами есть много других, не менее важных. Так, параллельно с доработкой ракеты Р-11 под морской старт начались работы по созданию морской ракеты Р-13. Комплекс Д-2 с ракетой Р-13 принят на вооружение в октябре 1960 года. Практически сразу было понятно, что комплексы с надводным стартом при ограниченной дальности (600 км для Р-13) и значительном времени подготовки к пуску, мало пригодны для ведения реальных боевых действий и уже в 1955 году начались исследования по подводному пуску ракеты. Первая в СССР боевая баллистическая жидкостная ракета с подводным стартом Р-21 могла стартовать при волнении моря до 5 баллов, скорости хода лодки до 4-х узлов на глубине 40-50 метров. Первый пуск на расчетную дальность (по ТЗ 1100 км, фактически 1420 км) выполнен 10 сентября 1960 года. Надо отдать должное, С.П. Королев не выпускал из поля зрения морскую тематику, помогая и силами КБ-1 и лично. Так же, в прочем, как и многие другие направления, вышедшие из КБ-1: жидкостные баллистические, в том числе межконтинентальные, боевые ракеты наземного (открытого и шахтного) базирования; космические ракеты-носители; космические аппараты; жидкостные оперативно-тактические ракеты; морская жидкостная баллистическая ракета Р-11ФМ. Создав новое направление, С.П. Королев передавал его в другую организацию. Постепенно главной задачей и главным направлением КБ-1 стал космос. Да, Златоустовский машиностроительный завод не участвовал непосредственно в подготовке полета первого человека в космос, но, все предприятия, КБ и заводы, принявшие от КБ-1 военную ракетную тематику, так или иначе причастны к этому событию. Это их самоотверженный труд позволил С.П. Королеву все силы сосредоточить на главном направлении и максимально приблизить этот исторический день. 12 апреля 1961 года. (При подготовке статьи использованы архивные материалы ОАО «Златмаш» с комментариями автора, и книга «СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева» под общей редакцией академика РАРАН В.Г. Дегтяря). Валентин НОСОВ, заместитель главного инженера ОАО «Златмаш».

Комментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
 
Виды космоса
большое красное пятно на Юпитере
большое красное пятно на Юпитере
ураган катрина фото на земле
ураган катрина фото на земле
Планета Меркурий
Планета Меркурий