опрос

Будет ли Вам интересно помогать в развитии этого сайта на безвозмездной основе?

(1564 votes)

Please wait...

Авторизация
счетчики

Яндекс цитирования
наши гости
Главная новости Виталий Лопота: "В корпорации "Энергия" всегда уделялось внимание работам по созданию перспективных космических систем".

PostHeaderIcon Виталий Лопота: "В корпорации "Энергия" всегда уделялось внимание работам по созданию перспективных космических систем".

Россия и США согласились продлить эксплуатацию МКС до 2020 года. Учитывая, что летная биография американских шаттлов завершается, основная нагрузка по доставке экипажей на станцию ляжет на российские корабли "Союз". Справится ли Россия с такой задачей? Хватит ли ресурсов развивать собственные космические программы, в том числе создать корабль нового поколения? На эти и другие вопросы "Интерфаксу-АВН" в преддверии Дня космонавтики рассказал президент, генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталий ЛОПОТА. - Виталий Александрович, на каком этапе находится эскизное проектирование нового космического корабля, над которым сейчас работает РКК "Энергия"? - Эскизное проектирование перспективного транспортного корабля началось в середине прошлого года и завершится, как и планировалось, в середине текущего. Скажу прямо, никто в мире в такие "сжатые" сроки такую сложную технику еще не проектировал. Сначала проводятся исследования, ставятся задачи, которые должен выполнять корабль, оформляется техническое задание на эскизный проект, а уже потом ведется проектирование. Но мы летаем в космос не первый год, обладаем колоссальным опытом, поэтому ряд работ можем ускорить. Кроме того, в корпорации "Энергия" всегда уделялось внимание работам по созданию перспективных космических систем, использованию новых материалов, в том числе в инициативном порядке, за счет собственных средств. Эскизное проектирование корабля связано с выполнением большого объема исследований по выбору рациональных решений, которые должны учитывать перспективы эксплуатации в течение 30-40 лет. Естественно с поэтапной эволюционной модернизацией по мере появления новой элементной базы, материалов и развития соответствующих технологий. Аналогично тому, как это происходило с кораблями "Союз". - Что представляет собой новый космический корабль? - Корабль, в отличие от тех же шаттлов, строится по бескрылой схеме. Он будет состоять из одноразового приборно-агрегатного отсека и многоразового возвращаемого аппарата. Форма возвращаемого аппарата - усеченный конус. Корабль предназначен для полетов на низкую околоземную орбиту и рассчитан на численность экипаж до шести человек при одновременной транспортировке полезного груза массой 500 кг. Но возможен и полет двух космонавтов с соответствующим увеличением массы грузов до 1000 кг. Согласно техническому заданию, корабль должен обеспечивать достаточно быстро (в течение 1-2 суток после старта) сближение и стыковку на орбите с космической станцией или экспедиционным комплексом, предназначенным для полетов на другие планеты. Корабль будет способен совершать и длительные автономные полеты на околоземной орбите. - Кто будет рассматривать эскизный проект нового корабля, и какие этапы работы над ним последуют дальше? - По существующему положению РКК "Энергия" представит эскизный проект заказчику - Роскосмосу. Экспертиза проекта будет осуществляться головными научно-исследовательскими организациями агентства. По ее итогам, как это принято традиционно для сложных разработок, будут сформулированы рекомендации по проекту, уточнены требования к кораблю. Следующим этапом должно стать техническое проектирование, а после этого - рабочее. Сразу переходить к рабочему проектированию, как это иногда делают, в данном случае, по-видимому, нельзя. Как говорится, необходимо семь раз отмерить. Однако дальнейшее развитие работ по проекту будет определяться финансированием. Летные испытания корабля в беспилотном режиме должны начаться в 2015 году, а с космонавтами на борту - в 2018 году. Сроки разумные, но, подчеркну еще раз, вопрос сроков создания корабля полностью зависит от финансирования. Надо понимать, что параллельно создаются принципиально новые технологии, новые материалы, суперлегкие и суперкрепкие сплавы. В новом космическом корабле будут использоваться современные материалы и технологии, в том числе те, которые только-только появились. Поэтому потребуется соответствующий объем экспериментальных работ. И на все это необходимы средства. - Как будет приземляться возвращаемый аппарат нового корабля: на парашютах или с помощью ракетных двигателей? - Разговор о способе посадки для перспективного транспортного корабля необходимо начать с того, что приземление предусматривается на территории России - это Сибирь и Дальний Восток. Но как мы знаем, там тайга. Это не Казахстан, с практически ровной степью. В связи с этим нам поставлена задача обеспечить точность приземления в круге радиусом 10 км. Мы взяли на себя решение более амбициозной задачи - обеспечить точность приземления в радиусе 2 км. По этим причинам мы отказались от использования схемы посадки, используемой на кораблях "Союз". Она такой точности дать не может. Мы прорабатываем несколько вариантов технического решения задачи высоконадежной высокоточной посадки. - Новый корабль будет многоразовым? - Спуск на Землю будет осуществлять только возвращаемый аппарат. Мы надеемся, что он будет использоваться не менее 10 раз. Теплозащита у аппарата будет сменная. Мы считаем, что такое решение позволит достичь для нее самой высокой надежности. - Какие ракеты-носители будут выводить корабль на орбиту? - Корабль у нас получается массой примерно 12,5 тонн. Ракет для его выведения в России, кроме "Зенита", пока нет. Сейчас мы с самарским "ЦСКБ-Прогресс" и южноуральским ракетным центром имени Макеева ведем разработку ракеты-носителя "Русь-М", способной выводить на орбиту грузы до 20 тонн. Кстати, наш корабль получился практически вдвое легче 27-тонного американского "Ориона", создававшегося в рамках программы "Созвездие", от которой США решили отказаться. Кроме того, "Энергия" предлагает создать две совершенно новых ракеты - на 20 и 60 тонн полезной нагрузки, в том числе для нового корабля. Эти ракеты будут использовать экологически безопасные компоненты топлива, внешне напоминают ракету "Зенит", но при этом, в отличие от нее, смогут в случае ЧП уходить со старта, не разрушая его. - Расскажите о внедрениях новых технологий в производство кораблей - Эта работа проводится системно. Недавно, например, на предприятии внедрено новое оборудование, которое позволяет увеличить количество строящихся кораблей с четырех в год до пяти. Таким образом, с 2013 года Россия получит возможность запускать по пять кораблей "Союз" в год. В июне-июле этого года начнется отработка этого оборудования. Лимитирующим для нас были сроки изготовления стыковочных узлов и теплозащитного покрытия. Вопрос с узлами мы решили. Второй вопрос надеемся решить с вводом в эксплуатацию нового автоклава. Таким образом, сроки изготовления отдельных узлов, да и корабля в целом сократятся. Например, мы уже сократили время изготовления корпуса стыковочного агрегата корабля с 10,5 месяцев до одного месяца. Там было 50 с лишним технологических переходов, а сейчас стало 2-3. Это революционные изменения. - Запуск "Союза" с цифровой системой управления, как и прежде, планируется на осень текущего года? - Пока да, но если мы выявим какие-либо замечания к его системам или кораблю в целом, вместо него пойдет следующая по порядку машина. Пилотировать корабль будет один из опытнейших космонавтов Александр Калери, за плечами у которого четыре космических полета. Помогать ему будет Олег Скрипочка. Оба - представители отряда космонавтов РКК "Энергия". - Рассматривались планы запуска к МКС в 2011 году корабля-топливозапращика - грузового корабля "Прогресс" с дополнительными топливными баками? Они сохраняются? - Мы решили не строить этот корабль, учитывая меньшую солнечную активность, чем прогнозировалось, и, соответственно, меньшую скорость снижения МКС. Кроме того, к МКС будут летать европейские "грузовики" ATV и японские HTV. Необходимости в дополнительной доставке топлива на орбиту пока не предвидится. Конечно, если такая потребность возникнет, мы в короткие сроки модифицируем обычный "Прогресс" под доставку больших объемов топлива. - РКК "Энергия" планирует дальше развивать беспилотную тематику? - Мы не намерены уходить с этого перспективного рынка. Заказы на создание спутников для ряда зарубежных стран тому подтверждение. Соответствующие контракты в стадии подготовки к подписанию, в принципе основные вопросы по ним согласованы. Спутники будут создаваться на универсальной космической платформе, созданной РКК "Энергия". Платформа имеет летную сертификацию до 15 лет в зависимости от целевого использования. - Компания "Морской старт", акционером которой является РКК "Энергия", продолжит работу? - На 90% уверен, что продолжит, но компании нужно $150-200 млн, чтобы вылезти из "долговой ямы". Сейчас мы нашли инвестора, готового возродить проект. Напомню, в прошлом году компания "Морской старт" объявила о добровольном банкротстве. Полгода назад сформирован план реструктуризации, выполнение которого, по ряду причин, постоянно откладывается. Недавно РКК "Энергия" объявлена головной организацией проекта, заменив компанию "Боинг". Надеемся, сейчас ситуация сдвинется с места. Если говорить о выходе проекта на самоокупаемость, то мы считаем, что ее можно добиться, обеспечив регулярно четыре-пять запусков в год. Но лишь в случае, если новый менеджмент будет ориентирован на развитие бизнеса. Всего же, по нашему мнению, если эффективно организовать работу, можно рассчитывать на 8-10 запусков в год. Для этого, правда, доставлять ракеты в точку запуска нужно не на платформе "Одиссей", а на специальном транспортном судне, по дороге проводя их сборку и проверку. Саму же платформу необходимо разместить у побережья какого-нибудь необитаемого острова вблизи экватора, потому что в открытом море невозможно проводить перегрузку ракеты с одного судна на другое. - Когда, по Вашему мнению, возможна организация пилотируемого полета на Марс? - Опираясь на имеющиеся в ракетно-космической отрасли технологии, используя ядерные энергоустановки, которые должны появиться в ближайшее десятилетие, такой полет можно было бы организовать в 20-30-х годах нашего столетия. Для подготовки и организации полета к этому сроку необходимо соответствующего финансирования - порядка $1 млрд в год. Глубоко убежден, что России такой проект по экономическим соображениям в одиночку не потянуть, как и любой другой стране, в том числе США. Поэтому полет на Марс будет международным проектом, по аналогии с Международной космической станцией.

Комментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
 
Виды космоса
планета солнечной системы Юпитер
планета солнечной системы Юпитер
Галактика М20 (02)
Галактика М20 (02)
какая земля
какая земля