Главная новости 65 лет Победы: Посетителям Донецкого планетария расскажут о героях войны, именами которых названы астероиды

PostHeaderIcon 65 лет Победы: Посетителям Донецкого планетария расскажут о героях войны, именами которых названы астероиды

В Донецком областном цифровом планетарии в ближайшие дни можно будет ознакомиться с материалами, посвященными героям войны, именами которых названы… астероиды. А перед сеансами 8-10 мая - услышать подробный рассказ о том, как и почему появились в небе «камушки» маршала Жукова, брата и сестры Космодемьянских, Катюши, Вити и многих других воинов, ковавших великую Победу.

Подарок от бывшего лектора - Вокруг Солнца, в основном между орбитами Марса и Юпитера, движутся тысячи мелких небесных тел, - рассказывает заместитель директора планетария по методической работе Марина Ефанова. - Невооруженным глазом их не разглядеть, и даже в телескоп они кажутся светящимися точками, то есть похожи на слабые звезды. Поэтому их называют астероидами, что означает «звездоподобные». Каждый из них получает свой постоянный порядковый номер и заносится в каталог. Но есть и такие, которые (с согласия специального комитета Международного астрономического союза) носят также имена.

В том числе связанные с событиями Великой Отечественной войны. Уникальный материал об этом собрала наша бывшая сотрудница Лариса Литвиненко. Мы разместим информацию в фойе и на нашем сайте. Солдаты и звезды Когда Лариса оканчивала донецкую школу №2, ее натолкнул на «звездные мысли» преподаватель математики Владимир Попов. Вскоре ученица уже выступала в кинотеатре им. Шевченко с докладом «Планеты Солнечной системы». Потом поступила в Харьковский университет на физмат по специальности «астрономия».

Двенадцать лет она являлась штатным лектором Донецкого планетария, потом стала методистом облцентра технического творчества детей и юношества, где вела кружок астрономии. Материал по теме «Солдаты и звезды» по крупицам собирала с 80-х годов. «Война, она ведь с нами навсегда... Никогда не уходит», - смахивает слезы Литвиненко, пережившая ужасы оккупации. А потом успокаивается и начинает удивительный рассказ. Витя, Зоя, Шура… Среди небесных камней есть маршалы (тот же Георгий Жуков), города-герои (Сталинград, Ленинград, Одесса, Киев, Керчь).

Ну, а крымские астрономы создали в космосе целый пантеон мужественных людей, погибших на фронтах Великой Отечественной. - В победном сорок пятом один из астероидов, открытых в Симеизе еще в 1924 году, назвали… Витя (№1030). А посвящен он рядовому солдату-пулеметчику Заславскому, который погиб в июне 1944-го. Ему было лишь девятнадцать, - рассказывает Литвиненко. Первым «героическим» астероидом стал Зоя (№1793). Он назван в честь Космодемьянской - легендарной партизанки. Позже в космосе были увековечены имена ее брата Александра, командующего батареей СУ-152 гвардейского тяжелого самоходного артполка (№1977 - Шура); командира десантников Цезаря Куникова, генерал-лейтенанта инженерных войск Дмитрия Карбышева, которого фашисты в числе других заключенных концлагеря Маутхаузен (Австрия) до смерти обливали холодной водой на морозе в феврале 45-го; легендарных летчиков Николая Гастелло и Алексея Маресьева; разведчика Николая Кузнецова, погибшего в бою с бандеровцами…

Многие в одном - Есть у «звездоподобных» имена, отражающие славу сразу ряда героев, - продолжает Лариса Владимировна. - Увековечен в небе подвиг 67 десантников-черноморцев 384 отдельного батальона морской пехоты и воинов-саперов. Высадившись в марте 1944-го в городе Николаеве, отряд под командованием старшего лейтенанта Константина Ольшанского в неравном бою уничтожил до 700 фашистских солдат и офицеров. Почти все наши десантники погибли. За проявленное мужество всем ольшанцам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Серию открытий астероидов астрономы посвятили защитникам и освободителям Керчи: десантникам Огненной земли, которые в ноябре 1943-го сражались с врагом на плацдарме рыбацкого поселка Эльтиген; гарнизону Аджимушкайских каменоломен. Кружит средь звезд и Победа. Так в честь ее 30-летия назвал свое детище первооткрыватель астероида №1908 крымчанин Николай Черных. Эти памятники не подвластны ни разрушению, ни осквернению со стороны людей, к сожалению, иногда забывающих о том, кто был настоящим Героем в той страшной войне… Источник: ФКА Роскосмос