опрос

Будет ли Вам интересно помогать в развитии этого сайта на безвозмездной основе?

(1568 votes)

Please wait...

Авторизация
счетчики

Яндекс цитирования
наши гости
Главная новости Навстречу 65-летию Великой Победы: воспоминания С. Н. Курдина, ветерана ОАО «ГРЦ Макеева»

PostHeaderIcon Навстречу 65-летию Великой Победы: воспоминания С. Н. Курдина, ветерана ОАО «ГРЦ Макеева»

Его биография имеет прямое отношение к послевоенным событиям, истории создания ракетной техники и личности С.П. Королева. В свое время он рассказал о событиях, связанных со сбором документов и материальной части ракеты ФАУ-2. Он был их непосредственным участником. Курдин Сергей Николаевич – специалист-технолог в области ракетостроения.

Окончил Сталинградский механический институт, с 1936 по 1938 гг. работал на Сталинградском тракторном заводе инженером-технологом. После окончания Ленинградского института специальной промышленности с 1941 года работал на предприятиях Министерства вооружения. В течение 10 лет – главный технолог ОКБ-1, возглавляемого С.П. Королевым. С 1957 по 1961 гг. возглавлял кафедру в Челябинском политехническом институте (ЧПИ). С 1961 по 1988 гг. работал в ГРЦ.

Работая в ракетной отрасли с 1945 г. и обладая большим практическим опытом технического руководства и педагогической деятельности, способствовал становлению многих ведущих специалистов ГРЦ. Так была создана серия «Т»- Во время Великой Отечественной войны я работал главным технологом артиллерийского завода, выпускавшего скорострельные автоматические зенитные пушки. В мае 1945-го, когда закончилась война, мы точно не знали, чем же завод будет заниматься. Изготавливали глубинные насосы для нефтяной промышленности, оборудование для мостовых кранов, буровые станки и прочее. Так продолжалось до весны 1946 года. А весной на заводе появилось наркомовское начальство и стало организовывать секретные подразделения. В то время хоть я и был главным технологом завода, однако к тем работам не привлекался. До тех пор, пока однажды, в мае 1946 года, у меня в квартире не раздался телефонный звонок.

Звонила секретарь директора завода: «Сергей Николаевич, готовьтесь, завтра выезжаете в командировку». На следующий день за мной пришла машина, в ней находились главный металлург и главный энергетик нашего завода, другие специалисты. Все вместе мы направились в Москву. Там к нам присоединились еще специалисты Головного технологического института, в том числе главный инженер проектного института Наркомата вооружения. Прибыли на аэродром во Внуково, где нас ожидал нарком Дмитрий Федорович Устинов. Когда сели в самолет, узнали, что летим в Германию, в оккупированную нашими войсками зону. Нам также сказали, что командировка продлится 6 дней. Вернулись мы, правда, не через шесть дней, а через шесть месяцев. Мы прилетели в Берлин, откуда нас повезли на автомашинах сначала на северный полуостров Узедом, где мы увидели разрушенный английскими бомбардировками германский ракетный центр «Пьенемюнде».

Затем нас повезли на юг, в город Нордхаузен, где был подземный завод «Миттельверк», на котором в годы войны было организовано крупное производство ракет ФАУ-2. К тому времени в Германии уже работала группа авиационщиков над воссозданием документации немецкой ракеты ФАУ-2, которую разработал Вернер фон Браун, талантливый германский инженер. В ФАУ-2 были заложены все основные принципы конструирования ракетной техники – расположение узлов и агрегатов, принцип турбонасосной подачи компонентов топлива в двигатель, автономное управление при помощи гироскопов. Специалисты из головных авиационных институтов отказались заниматься вопросами изготовления ракет, сославшись на то, что в Германии это было закреплено за Министерством боеприпасов. Решением Правительства к этой работе были подключены сначала «боеприпасники», а с весны 1946 г. работы поручили вести Д.Ф. Устинову, наркому вооружения. Интересный исторический момент: по ялтинскому Соглашению руководителями трех держав – Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем, зона, где находился завод «Миттельверк», должна был отойти к советским войскам.

Но американцев это не очень устраивало, поэтому они ускорили наступление, заняли эту зону раньше наших войск и стали грузовиками вывозить все материалы, касающиеся создания ракет – технологические документы, чертежи, сохранившуюся продукцию, оснастку. Главнокомандующий Г.К. Жуков настоял на том, чтобы Советская зона оккупации американцами была оставлена, пригрозив им тем, что в противном случае не пустит в Берлин. Наша задача как технологов заключалась в том, чтобы по обнаруженной конструкторами документации определить основные технологические принципы изготовления ФАУ-2. К слову сказать, во время войны производство этих ракет было четко организовано и отлажено – их выпускали до 30 штук в сутки на заводе в Нордхаузене. Этот завод располагался под землей и был совершенно недоступен для авиационных бомбовых ударов союзников. Это позволило сохраниться оснастке и большому количеству деталей.

На небольшом заводе была организована показательная сборка ракет из сохранившихся на «Миттельверке» узлов и деталей. Ракеты собирались немцами, бывшими работниками «Миттельверка», под руководством инженера Евгения Митрофановича Курило. Специалисты-технологи, вызванные из Подлипок и Головного технологического института, все это тщательно фиксировали. Шел как бы обратный процесс: не изготовление по технологии, а технология по изготовлению.

Но именно так была создана основа технологической документации по сборке и испытаниям трофейной ракеты. Тогда же, в мае 1946 г., я познакомился с Сергеем Павловичем Королевым. Он руководил работами по воссозданию конструкторской документации ракеты. В ноябре 1946 г. мы вернулись в Подлипки и привезли с собой оснастку и оборудование, а также технологическую документацию, на основе которой проводились все дальнейшие работы. По этой документации в течение 1946-1947 гг. из трофейных узлов и деталей была собрана первая партия воссозданных ракет ФАУ-2 нашей, советской, сборки – так называемая серия «Т» (трофейная).

Для тех, кто хотел бы спекулировать этой темой, могу напомнить, что в 1946 году стояла задача изготовить ракету, аналогичную ФАУ-2 – один к одному. Но эта ракета не была космического назначения. Понадобился труд огромного количества специалистов и 12 лет работы, чтобы пройти цепочку от Р-1 до Р-7 – ракеты, которая и осуществила запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года и первого человека в космос – Ю.А.Гагарина. Немецкая ракета ФАУ-2 имела одноступенчатую конструкцию, а ракета-носитель Р-7 – две ступени, способные выводить полезную нагрузку в космос. Источник: ФКА Роскосмос

Комментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
 
Виды космоса
Ио спутник Юпитера
Ио спутник Юпитера
шаттл атлантис
шаттл атлантис
фото земли с орбитальной станции
фото земли с орбитальной станции