Главная новости Что за жизнь на Марсе

PostHeaderIcon Что за жизнь на Марсе

Доказательств наличия жизни на Марсе по-прежнему нет. Американское аэрокосмическое агентство НАСА выступило с таким заявлением в ответ на нашумевшую статью в британском таблоиде «Sun», где утверждалось, что марсоходы «Spirit» и «Opportunity» якобы нашли биовещество, похожее на озерную тину. Не так важно, умышленно ли ввел читателей в заблуждение автор публикации или просто не разобрался в «марсианских» сводках НАСА.

В любом случае, публику всегда интересовал и будет интересовать ответ на вопрос, одиноко ли человечество в космосе. А в споре о наличии на Марсе примитивной жизни появились новые аргументы. Ученые доказали, что на Земле есть бактерии, которые живут в экстремальных условиях, схожих с марсианскими. Это заставляет по-иному взглянуть на результаты экспериментов, которые убивали всякую надежду, что на Марсе есть жизнь. Когда в 1976 году два американских аппарата «Викинг» совершили посадку на Красную планету, один из них поместил образец марсианского грунта в стерильный бульон. Колба с бульоном помутнела, выделился углекислый газ - явные свидетельства деятельности микроорганизмов.

Но этот сенсационный результат был перечеркнут другим прибором, который вообще не обнаружил на Марсе органических молекул. Сейчас часть учёных убеждена, что следует верить показаниям первого прибора, а второй дал сбой из-за перекиси водорода, входящей, скорее всего, в структуру марсианских простейших. Благодаря ей они не замерзают при сверхнизких температурах. За 30 с лишним лет получены доказательства, что некоторые микроорганизмы живут в перекиси.

Известный биолог Елена Воробьёва называет это одним из фактов в пользу пересмотра данных «Викингов». «Всё это позволяет говорить о том, что марсианские условия в принципе могут быть приемлемы для микроорганизмов. В частности, для проживания в анабиотической форме и при наличии положительных температур вблизи термоисточников. И на Земле обнаружена жизнь в самых экзотических местах обитания», - рассказала Елена Воробьёва "Голосу России". Во взятых образцах марсианского грунта много щёлочи. Но даже это не мешает доводам в пользу обитаемости Марса. В его атмосфере есть метан и аммиак, а эти неустойчивые газы должны были за миллионы лет распасться, если бы их запасы постоянно не пополнялись.

Источников только два: либо вулканы, чего на Марсе нет, либо бактерии. Также там присутствует важнейший компонент для жизни - вода. Правда, у Марса нет магнитного поля, отклоняющего губительную радиацию, из-за чего всё живое на поверхности было бы уничтожено. Но жизнь может скрываться под слоем почвы, куда проникнет зонд будущей миссии НАСА, говорит заместитель научного руководителя проекта «Фобос-грунт» Александр Захаров. «В 2011 году будет запущен американский посадочный аппарат MSL - Марсианская научная лаборатория.

Основная цель у него - поиск жизни. Из российских приборов на этом аппарате будет установлен нейтронный спектрометр, который косвенным методом определяет существованием воды», - рассказал Захаров. В том же году стартует российская миссия «Фобос-грунт» по доставке образцов почвы со спутника Марса на Землю. «На поверхности Фобоса могут быть и частицы вещества с Марса, поэтому они тоже будут доставлены с этой экспедицией. Конечно, рассчитывать на обнаружение следов жизни в образцах с Фобоса могут только большие оптимисты, хотя исключать этого нельзя», - уверен Александр Захаров.

На аппарате установят и контейнер с земными бактериями. Он побывает на Фобосе и через 3 года вернётся на Землю. Если микроорганизмы выживут в открытом космосе, то логично будет предположить, что они точно так же могут переноситься с планеты на планету в составе космической пыли, на метеоритах и астероидах. Иначе говоря, тогда жизнь придётся рассматривать как распространенное явление хотя бы в рамках Солнечной системы, а Земля с её биосферой утратит уникальность.

Поэтому учёные с надеждой ожидают миссии «Фобос-грунт». Контейнер аппарата ответит сразу на несколько фундаментальных биологических вопросов и приблизит к разгадке тайны Марса. Источник: ФКА Роскосмос