Главная новости Специалисты уточнили детали образования Земли

PostHeaderIcon Специалисты уточнили детали образования Земли

Фото NASA Фото NASA

Специалисты уточнили некоторые детали формирования Земли, подтвердив одну из теорий планетообразования. Работа исследователей опубликована в журнале Science. Коротко исследование описано в пресс-релизе института Карнеги.
По сравнению с Солнечной системой в целом Земля содержит заметно меньше летучих и относительно летучих элементов. На сегодняшний день исследователи не знают точной причины этой разницы. Авторы новой работы решили выяснить это при помощи изотопов серебра.
Ученые анализировали изотопный состав серебра в мантийных породах и метеоритах. Этот элемент имеет два стабильных изотопа - 109Ag и 107Ag, причем последний образовался в Солнечной системе при радиоактивном распаде изотопа палладия 107Pd. В настоящее время 107Pd практически не осталось, так как его период полураспада составляет 6,5 миллиона лет (подробнее о периоде полураспада и искусственном синтезе новых элементов "Ленте.ру" руководитель дубненской Лаборатории ядерных реакций, куратор работ по получению 117 и других сверхтяжелых элементов Юрий Оганесян).
107Ag более летуч по сравнению с 107Pd, зато палладий лучше связывается с железом. Эти отличия химических свойств элементов позволили исследователям по соотношению изотопов в мантии и древних метеоритах уточнить, как формировалось железное ядро Земли и накапливались присутствующие на ней летучие элементы.
В предыдущих работах, авторы которых изучали метеориты, содержащие гафний и вольфрам, был сделан вывод, что земное ядро сформировалось в период от 30 до 100 миллионов лет после появления Солнечной системы. Однако данные, полученные авторами нового исследования, указывают, что ядро образовалось намного раньше - от 5 до 10 миллионов лет после рождения Солнечной системы. Кроме того, ученые показали, что соотношение изотопов серебра в мантии и метеоритах одинаково.
По мнению авторов, полученные ими данные можно интерпретировать следующим образом: на начальных стадиях своего образования Земля накапливала преимущественно материалы, обедненные летучими элементами, до тех пор пока масса планеты не достигла 85 процентов от современного значения. Затем - спустя примерно 26 миллионов лет после формирования Солнечной системы - она начала "собирать" летучие элементы. Ученые не исключают, что появление на планете летучих элементов произошло одномоментно - возможно, Земля столкнулась с несущим их крупным небесным телом. Такая точка зрения соответствует одной из теорий планетообразования, которая утверждает, что на разных этапах своего образования Земля присоединяла элементы не равномерно, а "избирательно".

фото земля фото глобус