Главная новости 100 лет назад Земля пересекла хвост кометы Галлея

PostHeaderIcon 100 лет назад Земля пересекла хвост кометы Галлея

19 мая1910 году Земля пересекла хвост кометы Галлея. По этому случаю в США прошла бойкая распродажа таблеток «Комета», которые предлагались в качестве противоядия: распространились слухи, что в хвосте кометы содержатся ядовитые вещества.Учеными были предприняты попытки по возмущениям в движении Луны определить массу кометы. Поскольку возмущения обнаружены не были, было доказано, что масса кометы по сравнению с массами Земли и Луны ничтожна. Были получены первые фотографии кометы и впервые исследован ее спектр.

Справка: Комета Галлея (официальное название 1P/Halley, Wikipedia) — яркая короткопериодическая комета. Первая комета, для которой определили эллиптическую орбиту и установили периодичность возвращений. Названа в честь Э. Галлея. С кометой связаны метеорные потоки Эта-Аквариды и Ориониды. Несмотря на то, что каждый век появляется много более ярких долгопериодических комет, комета Галлея — единственная короткопериодическая комета, хорошо видимая невооруженным глазом. Последнее прохождение кометы через перигелий было в феврале 1986 года; следующее ожидается в середине 2061 года. Открытие Галлей, составив первый каталог элементов орбит комет, обратил внимание на совпадение путей комет 1531, 1607 и 1682 гг. и предположил, что это одна и та же комета, обращающаяся вокруг Солнца с периодом 75-76 лет.

Также он предсказал возвращение этой кометы в 1758 г. И таким образом, она была найдена Иоганном Георгом Паличем 25 декабря 1758 г, что явилось блестящим подтверждением механики Ньютона.Характеристика орбитыКомета Галлея обращается по сильно вытянутой эллиптической орбите с эксцентриситетом 0,967. При ее последнем возвращении имела в перигелии расстояние до Солнца равное 0,587 а. е. (между Меркурием и Венерой) и расстояние в афелии более 35 а. е. (почти как у Плутона). Орбита кометы наклонена к плоскости эклиптики на 162,5° (то есть, в отличие от большинства тел солнечной системы она движется в направлении, противоположном движению планет и наклонена к орбите Земли на 180—162,5=17,5°).

Комета Галлея обращается вокруг Солнца с периодом от 74 до 79 лет. Вариации периода и орбитальных элементов связаны с гравитационным влиянием больших планет, мимо которых пролетает комета при ее возвращении к перигелию. Ядро кометы Как показали исследования с помощью космических зондов во время последнего прохождения кометы в 1986 году, ее рыхлое ядро имеет неправильную форму картофелины 15×8×8 км, массой 2,2×1014 и плотностью всего 0,6 г/см³. Ядро имеет малый коэффициент отражения (альбедо), поскольку покрыто слоем углерода.Наиболее известные в истории появления кометы Галлея- 164 год до н. э. — Комета Галлея зафиксирована на вавилонских табличках. Возможно, эта комета сыграла важную роль в ближневосточной истории.

В третьих «книгах Сивилл», в основе написанных около середины II века до н. э. сообщается о комете на западе, которая будет «знаком меча, голода, смерти и падения вождей и великих людей». И как раз в конце 164 г. до н. э. произошла смерть Птолемея VII и волнения в империи Птолемеев и гибель Антиоха IV в империи Селевкидов.- 12 год до н. э. — Эта комета могла послужить прообразом для Вифлеемской звезды.- 837 год — толкование её появления для императора Франкского государства Людовика I Благочестивого, а также описания в тексте многих других астрономических явлений анонимным автором сочинения Жизнь императора Людовика позволило историкам дать автору условное имя Астроном.- 1066 год — в Англии появление кометы было истолковано как предзнаменование скорой смерти короля Эдуарда Исповедника и последующего завоевания Англии Вильгельмом I.- 1145 год — появление кометы записано во многих хрониках Запада и Востока.

В Англии кентерберийский монах Эдвин зарисовал комету в Псалтири.[27].- 1301 год — о комете сообщают почти все европейские хроники, в том числе русские летописи. Под впечатлением от наблюдения Джотто ди Бондоне изобразил в виде кометы Вифлеемскую звезду на фреске «Поклонение волхвов» Капелла Скровеньи в Падуе (1305 г.).- 1456 год — комета прошла очень близко к Земле. Её хвост растянулся более чем на 60°.- 1531 год — Петр Апиан впервые заметил, что хвост кометы всегда направлен в направлении от Солнца.- 1607 год — комету наблюдал Иоганн Кеплер, который решил, что комета движется через солнечную систему по прямой.- 1682 год — комету наблюдал Эдмунд Галлей.- 1759 год — первое предсказанное появление кометы Галлея. Ее обнаружил в Рождество – 1758 года астроном-любитель Иоганн Георг Палич.- 1835 год — Бессель, исследовавший комету, заключил, что на ее движение оказывают заметное влияние негравитационные реактивные силы испаряющихся с поверхности газов.- В 1910 году Земля проходила через хвост кометы Галлея.

Исследование Во время последнего прохождения перигелия — в 1986 г. — к комете были запущены межпланетные станции «Вега» (СССР) (два идентичных аппарата Вега-1 и Вега-2), «Джотто» (ЕКА), «Суйсэй» и «Сакигакэ» (Япония). Советские зонды прошли 6 и 9 марта на расстояниях 8871 и 8014 км от ядра кометы, «Джотто» 14 марта 1986 на расстоянии всего в 605 км. Зонды сделали первые снимки кометного ядра. С 1984 по 1987 года проходили две программы по наблюдениям кометы: советская СоПроГ и международная программа IHW.

Интересные фактыЗнаменитому американскому писателю и публицисту Марку Твену принадлежит известное высказывание, что он пришёл в этот мир вместе с кометой Галлея и уйдёт вместе с ней. Так оно и случилось: он родился в 1835 году, а умер в 1910 году, то есть между двумя её возвращениями к Солнцу.Название исследовательского аппарата ВЕГА расшифровывается как ВЕнера-ГАллей. Название указывает на маршрут аппарата и цели его исследования. Источник: ФКА Роскосмос