Главная новости Астрономы нашли неизвестный тип сверхновых звезд

PostHeaderIcon Астрономы нашли неизвестный тип сверхновых звезд

Сверхновая 2005cz. Фото Subaru Telescope/NAOJ Сверхновая 2005cz. Фото Subaru Telescope/NAOJ

Астрономы обнаружили два объекта, которые не укладываются в существующие представления об образовании сверхновых звезд. Один коллектив исследователей предположил, что они могут представлять ранее неизвестный класс этих небесных тел, однако другая группа полагает, что ученые столкнулись с вариацией уже известного класса. Работы обеих групп опубликованы в журнале Nature. Коротко о проведенных исследованиях пишет портал Nature News.

Необычные объекты, названные SN 2005cz и SN 2005E, были обнаружены пять лет назад в эллиптических галактиках NGC 4589 и NGC 1032, удаленных от Земли на расстояние 80 миллионов и 100 миллионов световых лет соответственно. Сначала астрономы решили, что перед ними сверхновые, которые образуются, когда белый карлик массой около 10 солнечных коллапсирует под собственной массой. Однако излучение SN 2005cz и SN 2005E было намного слабее и исчезало заметно быстрее, чем у "обычных" сверхновых. Кроме того, сверхновые, образующиеся из гигантских звезд, обычно взрываются спустя примерно 30 миллионов лет после своего рождения. По галактическим меркам это очень быстро - а эллиптические галактики являются старыми, и в них не может быть таких молодых звезд.

Объекты не подходили и под еще один известный ученым тип сверхновых - тип Ia. Такие сверхновые являются результатом длительного совместного существования белого карлика примерно солнечной массы и другой звезды. Карлик постепенно "ворует" материю у своего соседа и в какой-то момент становится настолько тяжелым, что в нем начинаются процессы термоядерного синтеза, причем настолько интенсивные, что бывший карлик взрывается. Сверхновые этого типа отличаются очень специфическими параметрами излучения, которым SN 2005cz и SN 2005E не удовлетворяли.

Авторы одной из опубликованных в Nature работ сосредоточились на объекте SN 2005cz. По итогам полугода наблюдений ученые заключили, что он содержит следы кальция. Этот элемент присутствует только в сверхновых, которые взрываются под собственной тяжестью. Что касается несоответствия между возрастами сверхновой и галактики, то исследователи объяснили его следующим образом: в область NGC 4589 под названием SN 2005cz, где находится сверхновая, есть отчетливые признаки недавнего звездообразования. То есть, в старом звездном скоплении есть локальная зона, где светила образовывались спустя длительный период времени после завершения этого процесса в галактике в целом.

Ученые из второй группы, напротив, пришли к выводу, что наблюдаемые объекты принадлежат к неизвестному ранее типу, похожему на тип Ia. По мнению исследователей, и SN 2005cz и SN 2005E образовались из легких белых карликов, богатых гелием (обычно для белых карликов характерен избыток водорода). Следы кальция, которые астрономы обнаружили и в SN 2005E, они объяснили термоядерными реакциями с участием гелия и других присутствовавших в звезде элементов.

Недавно другая группа астрономов сообщила еще одного возможно нового класса сверхновых. Объектом внимания ученых стал объект SN 2002bj, который существовал в несколько раз меньше, чем "положено" сверхновым.

солнечное затмение в москве