Главная новости Медузы подтвердили общее происхождение глаз у животных

PostHeaderIcon Медузы подтвердили общее происхождение глаз у животных

28.07.2010:20.31
Медуза Cladonema radiatum. Фото с сайта nas.er.usgs.gov Медуза Cladonema radiatum. Фото с сайта nas.er.usgs.gov

Биологи, исследовавшие медуз, нашли доказательства, подтверждающие гипотезу об общем происхождении глаз у всех животных. Статья ученых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Коротко о работе пишет Wired.
Глаза разных животных довольно сильно отличаются по строению, но тем не менее большинство ученых придерживаются мнения, что все они имеют общее происхождение. У представителей самых разных филогенетических групп формирование глаз контролируется генами из семейства Pax, и самым "главным" из них является ген Pax-6, который координирует и направляет работу остальных. До сих пор ученым не удалось обнаружить эти гены у медуз - одних из самых примитивных представителей животного мира.
Авторы новой работы изучали геном медузы Cladonema radiatum, которая обладает относительно развитыми глазами. Они не нашли в ДНК C. radiatum гена Pax-6, но зато обнаружили родственные ему гены Pax-a и Pax-b. Из этой пары координатором является Pax-a. Ученые вставили этот ген в ДНК мухи-дрозофилы и, активируя его работу только в отдельных тканях, смогли вырастить полноценный мушиный глаз в "неположенных" местах. Таким образом авторы доказали, что, раз Pax-6 и Pax-a взаимозаменяемы, они, с высокой вероятностью, имеют общее происхождение.
На данный момент не до конца ясно, как гены семейства Pax попали в геном медуз. Ученые не исключают, что медузы позаимствовали нужные им участки ДНК от водорослей динофлагеллят, а те, в свою очередь, взяли их от красных водорослей. Красные водоросли также приобрели эти гены путем заимствования от цианобактерий - лишенных ядра микроорганизмов, способных к фотосинтезу.
Недавно другой коллектив исследователей опубликовал работу, которая также может служить доказательством гипотезы об общем происхождении глаз у животных. Ученые , что пресноводные гидры - примитивные существа из группы кишечнополостных (медузы также относятся к этой группе) - обладают зачатками глаз, которые по структуре напоминают глаза высших животных.

фотографии планеты земля из космоса