Главная новости Фотоны подтвердили квантовую механику

PostHeaderIcon Фотоны подтвердили квантовую механику

29.07.2010:09.38
Схема эксперимента с двумя щелями. Изображение Quibik пользователя с сайта wikipedia.or Схема эксперимента с двумя щелями. Изображение Quibik пользователя с сайта wikipedia.or

Ученые проверили один из фундаментальных принципов квантовой механики, проведя усложненный опыт с дифракцией света. Статья исследователей опубликована в журнале Science, а ее краткое изложение на портале Physics World.
Специалисты проверяли правило Борна, описывающее вероятность получения определенного результата при проведении измерения. Ученые давно пытаются объединить квантовую механику с другими теориями (в частности, гравитацией) и предполагают, что для этого, возможно, придется поступиться некоторыми ее базовыми принципами, например допустить нарушение правила Борна.
Простой эксперимент, иллюстрирующий правило Борна и , был впервые проведен в начале XX века и с тех пор вошел во все учебники физики как опыт, "породивший" квантовую механику.
Свет от точечного источника проходил через непрозрачный экран с двумя узкими щелями и падал на другой экран, на котором наблюдалась , противоречащая классическим физическим принципам, подразумевающим, что фотоны не проявляют волновых свойств.
Позднее разные ученые многократно повторяли с другими частицами, например летящими поштучно электронами, нейтронами и молекулами, тяжелыми, как - образования из 70 атомов углерода. Независимо от точности измерений все эти опыты доказывали, что все частицы проявляют волновые свойства, причем чем меньше частица, тем это заметнее.
Авторы новой статьи провели эксперимент Юнга не с двумя, а с тремя щелями. Они установили источник света (лазер) перед стеклянной пластиной с металлическим покрытием, в котором на расстоянии в 100 микрометров друг от друга были проделаны три щели шириной 30 микрометров (микрометр - это одна миллионная метра). Лазер "выстреливал" примерно по 40 тысяч фотонов в секунду в направлении пластины, за которой находился позиционно-чувствительный детектор. Редкий поток частиц был необходим для того, чтобы каждый раз через щель пролетал ровно один фотон.
Измерения повторялись шесть раз: с одной открытой щелью, с двумя и всеми тремя. Зарегистрированный эффект подтвердил расчеты по правилу Борна с погрешностью в один процент: при сложении результатов всех измерений с поочередным закрытием щелей получилась та же интерференционная картина, что и при открывании всех щелей сразу. Несмотря на общее соответствие результатов предсказаниям квантовой механики (в пределах точности эксперимента), исследователи продолжают сомневаться и планируют провести новую серию опытов с лучшей точностью, другими частицами и даже не с частицами, а с - это особое состояние вещества при температурах близких к абсолютному нулю, когда оно ведет себя как единое целое и проявляет квантовые свойства.

Фотографии Земли, остров в океане