Главная новости Ученые наблюдали "волны" межзвездного газа в созвездии Ориона

PostHeaderIcon Ученые наблюдали "волны" межзвездного газа в созвездии Ориона

20.08.2010:09.01
Массивные молодые звезды, нагревая и ионизируя газ и пыль вокруг себя, создают периодические "волны" на поверхности облака Ориона - обширного скопления межзвездного вещества в одноименном созвездии, в которое входят туманность Ориона, туманность Конская Голова и другие астрономические "достопримечательности", говорится в статье, опубликованной в четверг в журнале Nature.Туманность M42 Ориона - самая близкая к Земле звездная "колыбель", она находится примерно в 1,3 тысячи световых лет от нашей планеты в созвездии Ориона. Здесь идет активный процесс звездообразования.Оливер Берне (Olivier Berne) из Центра астробиологии CSIC/INTA (Испания) и его коллеги искали признаки нестабильностей в молекулярном облаке, возникающих под действием скрытых в нем массивных звезд. Поиск таких нестабильностей оказался сложной задачей, поскольку однозначных свидетельств их существования получить не удавалось."В данной работе мы сообщаем о "волнах" на поверхности облака Ориона в области, неподалеку от которой рождаются массивные звезды. Похоже, что эти волны представляют собой неустойчивость Кельвина-Гельмгольца, которая возникает в процессе расширения туманности, когда газ, нагреваемый и ионизируемый массивными звездами, сталкивается с молекулярным газом облака", - пишут ученые в статье.Неустойчивость Кельвина-Гельмгольца - явление, которое связывают с именами британского физика Уильяма Томсона, лорда Кельвина, и немецкого физика Германа фон Гельмгольца. Такая неустойчивость возникает, в частности, тогда, когда две контактирующие среды имеют достаточную разность скоростей - например, под действием ветра на поверхности воды возникают волны.Берне и его коллеги использовали новые данные радиоастрономических наблюдений излучения молекул CO (угарного газа), и архивные данные об излучении молекул углеводородов в инфракрасном спектре. Совместив эти данные, им удалось получить детальные изображения "ряби" в облаке Ориона.Как поясняет в своем комментарии к работе для Nature Джон Болли (John Bally) из университета штата Колорадо в Боулдере, "волны", открытые исследователями, - пример того, как массивные звезды передают межзвездному веществу энергию и импульс. Это явление может помочь ученым лучше понять механизмы саморегулирования в образовании звезд, а также уточнить математические модели плазмы в межзвездном пространстве. Источник: ФКА Роскосмос

фото островов со спутника
создание международной космической станции