Главная новости Астрономы описали симбиоз звезды и черной дыры

PostHeaderIcon Астрономы описали симбиоз звезды и черной дыры

21.10.2010:18.49
Система M33 X-7 глазами художника. Изображение NASA/CXC/M.Weiss Система M33 X-7 глазами художника. Изображение NASA/CXC/M.Weiss

Астрономы предложили гипотезу, описывающую эволюцию необычной двойной системы, состоящей из странно тусклой звезды массой около 70 солнечных и черной дыры, масса которой сравнима с массой 16 Солнц. До сих пор ученые не находили систем с подобными характеристиками. Работа исследователей появилась в журнале Nature, а ее краткое описание приведено в пресс-релизе Северо-западного университета.
Двойная система M33 X-7 была обнаружена в 2007 году, и она отличается от других подобных систем по ряду характеристик: во-первых, масса черной дыры необычно велика, во-вторых, она расположена слишком близко к звезде и, в-третьих, для своей массы звезда слишком тусклая.
Авторы новой работы, используя компьютерное моделирование, разработали возможный сценарий эволюции системы M33 X-7. По мнению ученых, изначально эта система состояла из двух звезд, обращающихся друг вокруг друга. Масса одного светила составляла около 100 солнечных масс, а масса второго - около 30 солнечных масс. Расстояние между звездами было невелико, и более крупный компаньон, который рос быстрее, постепенно практически обволок своего "соседа". В итоге меньшая звезда "захватила" часть материи второго светила, которое, в свою очередь, схлопнулось в черную дыру. При этом расстояние между двумя объектами еще уменьшилось.
Так как звезда из системы M33 X-7 получила материю необычным способом, свойства светила должны отличаться от свойств больших звезд, которые такими родились. Кроме того, находящаяся совсем рядом черная дыра влияет на звезду и изменяет распределение материи в ней, что сказывается на температуре и яркости светила. Наконец, звезда расположена как бы под наклоном к наблюдателю - она повернута к астрономам менее яркой экваториальной частью.
Недавно другой коллектив астрономов исследовал другой аспект "жизни" двойных систем - а именно, возможность существования у них планет. Ученые предположили, что из-за периодического сближения звезд планеты с высокой вероятностью рано или поздно .

фотографии солнечного затмения