Главная новости Астрономы впервые обнаружили пару из белого и "метанового" карликов

PostHeaderIcon Астрономы впервые обнаружили пару из белого и "метанового" карликов

24.11.2010:18.51
Астрономы впервые обнаружили экзотическую звездную пару, состоящую из белого карлика и "метановой звезды". Это поможет ученым впервые получить точные данные о массе и возрасте метановых звезд - самых холодных среди коричневых карликов, которые представляют собой переходное звено между звездами и планетами.В статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, группа астрономов под руководством Аврил Дэй-Джонс (Avril Day-Jones) сообщает, что им впервые удалось обнаружить коричневый карлик спектрального класса T (так называемую "метановую звезду", в спектре которой присутствуют линии метана), обращающийся вокруг белого карлика."Двойные системы, подобные этой, могут дать важную информацию и позволят нам лучше понять, как устроены сверххолодные атмосферы этих рекордно легких карликов", - говорит один из соавторов статьи Дэвид Пинфилд (David Pinfield) из университета Хэртфордшира.Коричневые карлики или "несостоявшиеся звезды" были впервые обнаружены в 1995 году. Это класс объектов массой менее 7% массы Солнца (около 70 масс Юпитера). Коричневым карликам не хватает массы для термоядерной реакции, поэтому они постепенно угасают и охлаждаются. Во многих отношениях коричневые карлики сходны с планетами - газовыми гигантами, такими, как Юпитер и Сатурн. За последние 15 лет ученые обнаружили около 200 сверххолодных коричневых карликов спектрального класса T. Температура их поверхности составляет 700-1300 кельвинов (температура поверхности Солнца составляет около 6000 кельвинов).Метановая звезда ULAS 1459+0857 была найдена летом 2008 года с помощью британского инфракрасного телескопа UKIRT в рамках проекта по поиску самых холодных звезд в Галактике. Дистанция до нее оценивалась в 140-225 световых лет. Измерения с помощью одного из телескопов американской обсерватории "Джемини" на Гавайях показали, что она относится к спектральному классу T4.5, а ее эффективная температура находится в диапазоне 1200-1500 кельвин. Расчеты показали, что масса объекта может составлять 0,06-0,07 массы Солнца.Оказалось, что у данной звезды есть пара - белый карлик LSPM 1459+0857. Объекты этого типа представляют собой конечную стадию эволюции звезд, похожих на Солнце. После выгорания водорода в термоядерных реакциях они "вздуваются", превращаясь в красные гиганты, затем эта оболочка "слетает", оставляя горячее и сверхплотное ядро - белого карлика. Масса LSPM 1459+0857 составляет около 0,58 масс Солнца, температура - около 5,3 тысячи кельвин, а возраст, согласно расчетам, - около 3 миллиардов лет.Данные телескопа VLT Европейской южной обсерватории в Чили показали, что эти две звезды гравитационно связаны, хотя и находятся на очень большом расстоянии друг от друга - от 0,25 до 0,42 световых года. По мнению авторов статьи, в прошлом, когда белый карлик еще не сформировался, они могли быть ближе друг к другу.Пара карликов, благодаря тому, что возраст ее компонентов известен, поможет ученым уточнить модели, описывающие эволюцию метановых звезд, а также лучше понять, как формируется и меняется их атмосфера. Источник: ФКА Роскосмос

топографическое фото земли
Снимок Земли со спутника