опрос

Будет ли Вам интересно помогать в развитии этого сайта на безвозмездной основе?

(1564 votes)

Please wait...

Авторизация
счетчики

Яндекс цитирования
наши гости

PostHeaderIcon История межпланетных путешествий 1988 – 1989 гг.

В конце 1980-х годов резко сократились объемы исследований других планет Солнечной системы с помощью автоматических межпланетных станций. Причин этому мно­жество и значительное уменьшение финансирования космической деятельности правительствами ведущих космических держав — лишь одна из них.

«Фобосы» до цели не долетели

Полеты АМС "Фобос-1" и "Фобос-2" стали последними межпланетными экспедициями, ор­ганизованными в Советском Союзе. Российская Федерация впоследствии лишь однажды пыталась вер­нуться на просторы Солнечной сис­темы, да и то неудачно. Об этом проекте пойдет речь в одной из сле­дующих частей.

Программа полета станций "Фо­бос-1" и "Фобос-2", запущенных с космодрома Байконур 7 и 12 июля 1988 г., предусматривала проведение исследований планеты Марс и ее спутника Фобоса — отсюда и на­именование АМС. Во время переле­та по трассе "Земля-Марс" плани­ровались исследования межпла­нетного пространства и Солнца.

Обе станции были созданы в На­учно-испытательном центре им. Г.Н. Бабакина с участием широкой кооперации советских предприятий и представителей Австрии, Болга­рии, Венгрии, ГДР, Ирландии, Польши, Финляндии, Франции, ФРГ, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Европейского космичес­кого агентства. В баллистическом обеспечении управления космичес­кими аппаратами принимали учас­тие специалисты США.

По конструкции и назначению станции были в основном аналогич­ны. Единственное существенное от­личие состояло в наличии на вто­ром "Фобосе" не одного, а двух по­садочных зондов. Первый из них, как и зонд "Фобоса-1", предназна­чался для выполнения исследова­ний и телевизионной съемки в мес­те посадки. Устройство второго зон­да позволяло ему совершать скач­кообразные перемещения с целью получения данных о поверхности Фобоса в различных ее точках.

Предполагалось, что АМС "Фо­бос-1" достигнет окрестностей Мар­са в конце января 1989 г. и проведет дистанционные исследования его поверхности и атмосферы с ареоцентрической орбиты. Сближение станции с Фобосом должно было производиться с использованием автономных бортовых навигацион­ных измерений параметров их отно­сительного движения.

С целью комплексного изучения спутника Марса планировался про­лет станции на расстоянии не­скольких десятков метров от его по­верхности. Во время пролета пред­полагалось исследовать элемен­тный и изотопный состав грунта на поверхности небесного тела с помо­щью лазерного и ионного зондиро­вания. При сближении станции с Фобосом от нее должен был отде­литься автономный посадочный зонд, которому предстояло провес­ти научные эксперименты и теле­визионную съемку марсианского спутника в месте посадки.

Однако этим планам не суждено было осуществиться. 2 сентября 1988 г. очередной запланированный сеанс радиосвязи со станцией "Фо­бос- 1" не состоялся. Продолжавшие­ся в течение полутора месяцев по­пытки группы управления по возоб­новлению связи результатов не дали. Поэтому работы по восстановлению радиоконтакта были прекращены.

Как показало расследование причин потери связи, всему виной стала программа, загруженная 29 августа в бортовой ком­пьютер с Земли. Одна из команд была ошибочной (на закрытие пневмосистемы) и аппарат просто-напросто "отвернулся" от Солнца. А после разряда батарей гибель станции стала неизбежной.

Но кое-что "Фобос-1" все-таки успел сделать. В июле-августе со станцией было проведено 39 сеансов связи, в ходе которых на Землю передавалась ин­формация о Солнце и меж­планетном пространстве. С помощью разработанного специалистами СССР и Чехословакии телескопа-коронографа удалось по­лучить свыше 140 рентге­новских изображений Солн­ца. В них содержалась уникальная информация о структуре и динамике ак­тивных областей в атмо­сфере нашей звезды. За­вершить исследования "Фобос-1" не успел.

Полет "Фобоса-2" на трассе "Земля-Марс" проходил в целом нормально. С помощью бортовой научной аппаратуры велось изуче­ние плазменных процессов в косми­ческом пространстве. Были получе­ны новые данные о параметрах межпланетных магнитных полей, солнечного ветра, плазменных волн, за несколько месяцев переле­та зарегистрировано большое число солнечных вспышек, рентгенов­ских и гамма-всплесков.

В соответствии с программой по­лета 29 января 1989 г. на станции бы­ла включена тормозная двигатель­ная установка. Торможение выпол­нялось автономно с участием борто­вой системы управления, использу­ющей заранее разработанную про­грамму и данные оперативных бал­листических расчетов. В результате проведенного маневра станция вы­шла на близкую к расчетной эллип­тическую орбиту с параметрами:

наклонение — 1°;

период обращения — 76,5 часов;

минимальное удаление от по­верхности Марса — 850 км;

максимальное удаление от по­верхности Марса — 79 750 км.

Первые дни своего пребывания на ареоцентрической орбите "Фо­бос- 1" вел наблюдения Красной планеты. 12 февраля был осущест­влен маневр, обеспечивающий по­степенное приближение космическо­го аппарата к Фобосу. Двигательная установка сообщила станции допол­нительное ускорение и АМС пе­решла на новую эллиптическую ор­биту с высотой апоцентра 81 200 км.

18 февраля АМС "Фобос-2" была переведена на близкую к круговой орбиту высотой 9670 км. После за­вершения этого маневра выполнив­шая свою функцию автономная двигательная установка была отде­лена от станции. С орбиты наблюде­ния с радиусом, на 300 км превыша­ющим радиус орбиты Фобоса, в те­чение трех суток продолжались исследования атмосферы Марса, его поверхности и околопланетного пространства.

21 февраля, когда космический аппарат находился на удалении от 860 до ИЗО км от Фобоса, был про­веден первый сеанс телевизионной съемки. Предварительно станция совершила развороты, необходи­мые для наведения объективов те­лекамер на спутник.

28 февраля состоялся второй сеанс наблюдения Фобоса телевизионной аппаратурой АМС. При этом рассто­яние между небесным телом и косми­ческим аппаратом изменялось от 320 до 400 км. Было получено 15 высоко­качественных изображений Фобоса, которые использовались для даль­нейшего уточнения параметров дви­жения естественного и искусственно­го спутников планеты, получения до­полнительных данных для навигаци­онных расчетов, а также в научных целях — для уточнения формы Фо­боса и деталей его рельефа.

7 марта на станции были включе­ны двигатели малой тяги, которые обеспечили перевод космического аппарата на новую орбиту, лежащую в плоскости орбиты Фобоса. В период с 7 по 14 марта с борта АМС велись исследования осцилляции испускае­мого Солнцем рентгеновского и ульт­рафиолетового излучения, космичес­ких лучей, а также космических и солнечных гамма-всплесков.

21 марта АМС "Фобос-2" с ис­пользованием двигателей малой тя­ги была переведена на первую син­хронную орбиту, обеспечивающую периодическое сближение с Фобо­сом до расстояния 200 км и одинако­вый с ним период обращения вокруг планеты. Для осуществления этого маневра в соответствии с заранее разработанной программой аппарат последовательно выполнил ряд раз­воротов и занял необходимое поло­жение в пространстве.

27 марта со станцией были нача­ты очередные работы, как того тре­бовала программа полета. По коман­дам бортового вычислительного комплекса осуществлялись разво­роты космического аппарата для проведения съемки Фобоса в авто­матическом режиме. После завер­шения этих операций планирова­лась передача информации на Зем­лю. Однако в расчетное время нала­дить устойчивую связь со станцией не удалось. Не увенчались успехом и последующие попытки. Вскоре связь была потеряна окончательно. Самое печальное, что случилось это на заключительном этапе миссии, когда полным ходом шла подготовка к посадке на спутник Марса.

Причиной выхода из строя "Фобо-са-2" стали вторичные источники питания (ВИП) бортовой вычисли­тельной машины, а если быть совсем точным — конденсаторы К52, при­менявшиеся в них. На их обкладках произошел рост кристаллов серебра, являвшегося прекрасным проводни­ком. В результате ВИПы отказали. На самом деле об этой проблеме конструкторам было известно еще до запуска станции. Все конденсато­ры до старта заменить не успели и понадеялись на "русский авось"...

Таким образом, основной этап проекта "Фобос" — исследование крупнейшего спутника Марса — не был реализован. Но даже те данные, которые удалось получить, пред­ставляли большой интерес. Их пред­полагалось использовать при созда­нии новых станций, направляющих­ся к Красной планете. К сожалению, развал Советского Союза похоронил эти проекты. На неопределенное время была отложена не только программа межпланетных исследо­ваний — "обрезанию" подверглись и многие "земные" проекты. Но это уже тема другого разговора.

Bенерианский «Магеллан»

Межпланетная станция Magel­lan — один из немногих американ­ских космических аппаратов, кото­рые стартовали в направлении Ут­ренней звезды. АМС была запущена 4 мая 1989 г. с борта корабля много­разового использования Atlantis. Кстати, это был первый межпланет­ный аппарат, выведенный на орбиту с помощью "шаттла".

Основной задачей станции мас­сой 3,5 т являлось составление под­робной радиолокационной карты Венеры. Для этого она была оснаще­на соответствующей аппаратурой.

При разработке КА специалиста­ми были приняты меры по предот­вращению отказов борто­вых систем (аналогичных тем, которые привели к по­тере двух советских стан­ций "Фобос"). В програм­мное обеспечение ввели соответствующий пакет кодов, который при воз­никновении сбоев в систе­мах КА обеспечивал ори­ентацию аппарата на Сол­нце или осуществлял пово­рот антенны в сторону Земли в ожидании даль­нейших инструкций.

К Венере Magellan дви­гался не по самой быстрой траектории. Поэтому на перелет между планетами ушло более года. К конеч­ному пункту своего мар­шрута зонд прибыл 10 августа 1990 г.

Выход на орбиту искусственного спутника Венеры прошел без проб­лем. Параметры начальной орбиты станции составили:

наклонение — 86°;

период обращения — 189 мин.;

перицентр — 250 км (в север­ном полушарии, над 10° с.ш.);

апоцентр — 8000 км.

Спустя месяц было начато радио­локационное картографирование по­верхности планеты. Съемка велась на высотах от 250 до 2100 км при каждом прохождении перицентра.

Всего было проведено пять цик­лов картографирования: первый — с 15 сентября 1990 г. по 15 мая 1991 г., второй — с 15 мая 1991 г. по 15 ян­варя 1992 г., третий — с 15 января по 14 сентября 1992 г., четвертый — с 14 сентября 1992 г. до 3 августа 1993 г., пятый — с 3 августа 1993 г. до 30 августа 1994 г. Всего на Землю было передано 4225 изображений, охватывавших 98% площади поверх­ности Венеры. На основе этих дан­ных позднее была составлена под­робная карта планеты. Проводились и другие исследования и экспери­менты. Например, измерялась сила ветров в венерианской атмосфере, изучался ее состав и многое другое.

Миссия зонда Magellan была за­вершена 13 октября 1994 г. По ко­манде с Земли аппарат направили в плотные слои атмосферы планеты для проверки техники аэроторможения с использованием панелей солнечных батарей. Результаты ис­пытаний были использованы в пос­ледующих межпланетных экспедициях — в частности, в 1997 г. таким способом был выведен на орбиту вокруг Марса зонд Mars Global Surveyor; атмосферу планеты также применяли для изменения своих орбит космические аппараты всех последующих марсианских миссий.

1980-90-е годы характеризуются тем, что направляемые в дальний космос аппараты стали сложнее, а программы их полета — насыщеннее, интереснее. Миссии были рассчита­ны на многие годы, некоторые из них продолжаются и сегодня. О двух "дол­гоиграющих" экспедициях, начавших­ся в тот период и успешно миновав­ших рубеж тысячелетий, речь пойдет в следующей части "Истории..."

Александр Железняков

Комментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
 
Виды космоса
Spitzer and Hubble создают красочный шедевр
Spitzer and Hubble создают красочный шедевр
юпитер белые пятна
юпитер белые пятна
Человек в открытом пространстве
Человек в открытом пространстве